О свободе выбора

Как-то одному монаху подарили яичко. День был постный, но ему очень захотелось съесть его. А как приготовить? В келье для этого ничего не предусмотрено. Положил он яичко в ложку и стал на свечке жарить. Тут игумен к нему заходит и спрашивает:
«Брат, что это ты делаешь?» Монах тут же нашелся: «Прости, отец, бес попутал». И вдруг бес из угла кельи подает голос: «Это не я! Я бы до такого никогда не додумался».
Это, конечно, анекдот. Но не без глубокого смысла: человеку всегда хочется найти оправдание своим поступкам. Всегда виноваты или люди, или обстоятельства, или бесы, но не он сам. Эта способность на «автомате» придумывать себе оправдания тренируется у нас с раннего детства. Она связана с коренным, основополагающим человеческим инстинктом самосохранения: во что бы то ни стало защитить себя, спасти любой ценой. На этом инстинкте строится жизнь человека, пока он не становится верующим. Верующий уже не поставит свои личные интересы на первый план, потому что для него появляются вещи более важные, нежели сохранение своей жизни любой ценой. Человек становится способен взять на себя ответственность, даже если он невиновен. Понятия вины и ответственности надо разделять. Если человек в какой-то ситуации не виноват, это еще не значит, что он не отвечает за нее. Пусть даже он оказался в этом положении не по своей вине. Например, кто-то идет по улице и видит, что стоит коляска с младенцем, а вокруг — никого. Это не его вина, не он там оставил ребенка. Но он отвечает за то, как поступит в этой ситуации: остановится, вызовет полицию, поищет родителей, пройдет мимо. Человек в такой ситуации оказался невольно, но на него ложится ответственность за то, как он поступит. Попытка пройти мимо, то есть освободиться от ответственности по причине того, что он в чем-то не виноват, не проходит. Поэтому нет смысла рассуждать, кто виноват, кто не виноват, надо думать, как правильно поступить в данной ситуации.
И здесь Господь спросит с нас не по нашей вине, а по нашей ответственности. Мы оказались в такой-то ситуации — как мы поступим, если у нас есть свобода выбора?
За это мы и ответим перед Богом. Если можно помочь, это надо сделать. Если пройти мимо там, где можно помочь, это будет грехом, хотя человек совершенно не виноват в этой ситуации. Если помнить о том, что надо разделять вину и ответственность, легче будет приучить себя быть ответственным.

Климент - Метрополит Калужский и Боровский

Газета "Вечерняя Москва" от 26 марта 2018 года

Ничего сверх силы

Если мы хотим избежать горькой участи в вечности, нам не следует относиться к людям бездушно. Поблизости всегда есть терпящие нужду, оказавшиеся в несчастье. Одни голодны, обездолены, лишены крыши над головой, годами живут без горячей воды и не знают чистой постели. Другие стары и немощны, им трудно обойтись без посторонней помощи и заботы. Третьи тяжело больны, а лечение требует больших затрат. Есть отчаявшиеся женщины, которые от безысходности или безрассудства готовы пойти на убийство еще не рожденного ребенка. Но нам нередко кажется, что вокруг таких людей слишком много. Мы говорим: «Всем не поможешь», — и торопимся пройти мимо. Как же нам правильно поступать, чтобы не отвергать Христа, взывающего о помощи через любого бедствующего человека? Сначала надо принять, что в человеческом отношении нуждается любой человек, даже асоциальные личности или бомжи, которые бесприютно бродят по улицам, просят милостыню у храмов и магазинов, ночуют на вокзалах и в подвалах домов. Тем более необходима наша помощь, когда речь идет о людях, которые в силу обстоятельств оказались в тяжелой жизненной ситуации и нуждаются в помощи по объективным причинам: когда стихийное бедствие, несчастный случай, тяжелая болезнь приводят к инвалидности, сиротству, нищете. Например, глава прежде обеспеченной семьи погиб в аварии, а его жена осталась инвалидом, без родных, но с детьми, которых надо вырастить, дать им образование, поставить на ноги. Мы вряд ли в состоянии помочь абсолютно всем нуждающимся людям. Но Господь и не требует этого от нас. Он призывает обратить внимание всего на одного нуждающегося, которого посылает нам, и оказать ему помощь. По мнению святителя Григория Нисского, это самая легко исполнимая из евангельских заповедей. Она не требует от нас усилий, превышающих наши возможности. Как-то в разговоре с одним врачом-стоматологом выяснилось, что он делает большие скидки нескольким своим клиентам. «Просто я давно их знаю, — объяснил он, — это трудолюбивые, честные и скромные люди, у них большие семьи, но они не зарабатывают больших денег». Казалось бы, мало ли клиентов у давно работающего врача, зачем ему понадобилось выделять кого-то, к тому же в ущерб себе? Отнесись он ко всем одинаково доброжелательно даже без скидок, его никто бы не осудил. Но этот человек имеет потребность активно проявлять свою сострада¬тельность. Пусть не «всему миру», а конкретным людям, адресно и не напоказ, он нашел возможность помочь, как Самому Христу.

Климент - Метрополит Калужский и Боровский газета Вечерняя Москва

У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН

Сотовый и домашний аппарат разрываются от трелей? Предлагают дешевые лекарства, приглашают на бесплатные косметические процедуры в только что открывшийся косметический салон? Неизвестный собеседник знает ваше имя, говорит доброжелательно, но настойчиво, а все потому, что его задача любой ценой продать вам товар или услугу, открыть кредитную карту.

ЧТО ДЕЛАТЬ:
1. Узнайте у оппонента, откуда у него ваш номер телефона, какая организация предоставила сведения, есть ли документы, подтверждающие ваше желание получать рекламу по телефону. Уточните название фирмы, которую представляет собеседник, его фамилию, имя, отчество. Как правило, после этих вопросов абонент бросает трубку. Если этого не происходит, переходите ко второму шагу общения.
2. Потребуйте прекратить распространение рекламы на телефонный номер. Вы имеете на это право, даже если когда-то давали согласие на рассылку новостей. Это предусмотрено законом «О персональных данных». По этому же закону можно потребовать удалить ваш номер телефона из базы данных.
3. Сообщите собеседнику о том, что хотите получить письменное подтверждение того, что ваше обращение рассмотрено. После того как уведомление пришло, рекламные звонки прекратятся. Есть правда, особенно настырные агенты, с которыми трудно сразу договориться по телефону. Не хотите тратить время на бесконечные беседы - посетите офис компании, которая предлагает услугу. Оставьте там письменное заявление. Звонки прекратятся.
4. Если вместо общения с агентом вам приходится слушать записанные рекламные сообщения, обратитесь к оператору связи. Номер, с которого поступают звонки, внесут в черный список.
5. Несмотря на все ваши действия, телефонная атака продолжается? Составьте жалобу на сайте Федеральной антимонопольной службы www.fas.gov.ru. Можно пожаловаться и на SMS-рассылку, и на звонки.

Недобрые

Мизансцена такая: непоздний вечер, маршрутка. Начинается дождь. Идет все сильнее и сильнее, а где-то сбоку громыхает — наверное, приближается гроза. Маршрутка «под завязку»; рядом со мной сидит бабушка с маленьким внуком. Мальчик очень подвижный, ясноглазый, личико загорелое. Наверное, только-только с дачи приехал. Вдруг спрашивает: «А почему все люди такие... недобрые?» Бабушка объясняет — все с работы едут, устали, погода плохая... А я тоже смотрю вокруг незамутненным взглядом этого малыша. И понимаю: действительно, недобрые. Лучше и не сказать. Не злые, не веселые, не печальные. Но никак не добрые. Настороженные. Как дождливое небо, тяжелые. Почему, когда мы стали такими? Не смотрим друг другу в глаза. В лица не смотрим. Как будто рядом не живые люди, из плоти и крови, а серые призраки. Или даже хуже — зомби, от которых можно ожидать чего угодно. Мы — наученные горьким опытом. Будут совать в руки листочки с рекламой, возьмешь из сострадания, — попросят телефон, якобы для отчетности («ну что вам, жалко, а мне копейка лишняя»). Потом замучаешься отбиваться от предложения «бесплатных косметических процедур» со всеми тяжкими вытекающими последствиями. Дашь на улице телефон — позвонить молодому чистенькому пареньку, у него деньги закончились на мобильнике, а его девушка ждет; он рванет с твоим телефоном, ищи-свищи. Или вот еще — денежки на билет беременной студентке, ее ограбили на вокзале, вечером поезд. Благодарит, плачет. «Я и не знала, что москвичи такие люди хорошие». А через два дня встречаешь ее на том же месте; она снова подходит и просит деньги на билет. Не помнит, что у тебя уже просила... Чувствуешь себя оплеванным. Становишься — недобрым. Лицо кирпичом, взгляд холодный и отрешенный. Не подходи ко мне. А вот—вообще случай запредельный. На востоке Москвы девушка шла с подругой, никого не трогала. Лето, тепло, настроение хорошее. Летом девушки особенно привлекательные. Вот и к этой фемине подошел парень, предложил познакомиться. Но — она ответила что-то вроде «не для тебя я цвету». Парень рассвирепел, отказа не принял, несговорчивую девушку избил и ограбил. Хорошо хоть был задержан по горячим следам. Думаю, девушка будет долго переживать этот случай. Тоже из веселой хохотушки станет — недоброй. Малыш удивил меня еще раз — когда выходил с бабушкой на остановке. Обернулся и сказал всем: «До свидания!» Улыбнулся и помахал ручонкой. И, знаете, люди заулыбались в ответ. Несмело и кривовато, но - заулыбались. И даже дождь, кажется, закончился.

ЕКАТЕРИНА Ж РОЩИНА Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Расскажи мне, папа, о страшной той войне...

В одной из столичных школ случился скандал. На уроке «Блокада Ленинграда» 4-му классу показали видеоряд, и родители побежали по комиссиям. Нельзя ломать детям психику! Дошло до отстранения учителя.

Однозначного рецепта педагогика не знает. Это не столько наука, сколько искусство. Любое действие зависит от чувства меры и деликатности педагога, от возраста ребенка. Но что-то мне подсказывает, что в данном случае родители оберегают детишек, как нежные гиацинты, и ничего страшнее, чем мультик AngryBirds, им смотреть не разрешают. Уверен: оранжерейное воспитание неизмеримо опаснее, чем правда о жизни.

Responsive Free Joomla template by L.THEME